«Клиенты» – основные объекты учета ПП CRM. Под «клиентом» подразумевается покупатель, ответственность за работу с которым несет конкретный менеджер продаж нашей фирмы. Первая и основная ошибка в области CRM – это попытка отделить «клиентов» (покупателей) от сущности «контрагенты», создавая искусственную фантомную сущность «клиенты» («покупатели»), которой на самом деле нет. Это происходит оттого, что работник ИТ («автоматизатор»), внимательно выслушивает работника продаж («менеджера»), потом ошибочно предполагает, что «менеджер» является экспертом в своей области, и выделяет в его словах категорию-сущность «клиент». И потом создает отдельный справочник «Клиенты», а далее начинаются проблемы. Синхронизация этого нового справочника «Клиенты» с «Контрагентами» представляет собой постоянную проблему и головную боль. Далее, к тому же «клиент» может иногда временно выступать в других ролях – «заказчик», например, и что с этим делать? А затем возникают и следующие роли (о которых наш некомпетентный «эксперт» менеджер продаж умолчал или забыл) – «поставщик», «госорган», «посредник», «перевозчик», и так до бесконечности, и что же, на каждую роль создавать отдельную сущность-справочник с постоянной синхронизацией? Конечно же, нет. Наилучшим решением, по мнению автора, будет отражение «Клиентов» прямо в справочнике «Контрагенты» (или «Лица») через подчиненные таблицы «Клиентская информация», без заведения отдельного справочника «Клиенты». В этом случае «клиент» будет преобладающей «ролью контрагента» (значение реквизита «Роль» типа «справочник»). Тогда и «поставщик» будет преобладающей ролью, и «перевозчик», и любые другие роли, далее возникающие по ходу жизни, так как список ролей расширяемый. Подробнее обо всем этом см. предыдущую статью автора «Лица – структура и детализация», где «Лица» можно считать синонимом «Контрагенты».
«Договора» (сделки, контракты, спецификации, приложения, заказы и т.д.) – тоже основные объекты ПП CRM. Второй самой распространенной ошибкой «автоматизатора», излишне понадеявшегося на компетентность «эксперта-менеджера продаж», является необоснованное раздробление единой сущности «договор» на различные фантомные псевдосущности, например - «сделка», «контракт», «спецификация», «приложение», «торговое соглашение», «заказ» и т.д. По мнению автора, все это просто разные «роли договора» (понимаемого в традиционном бухгалтерском смысле). И оперировать со всеми этими ролями договора следует по единым правилам. Но, если неосмотрительно поверить «эксперту- менеджеру продаж», и понаделать в программе всю эту кучу объектов как отдельные сущности, то далее можно столкнуться ровно с теми же проблемами, которые описаны выше (см. ситуацию с раздроблением единой сущности «контрагенты» / «лица» на фантомные псевдосущности «клиенты», «поставщики» и т.д.). На самом деле, «сделка» – это тот же самый договор на уровне предварительного обсуждения и оформления. «Контракт» – это уже подписанный договор. «Спецификация» – перечень ТМЦ, поставляемых в данной поставке. Применяется тогда, когда при заключении рамочного контракта невозможно предвидеть конкретный перечень и количество ТМЦ, которые будут впоследствии поставлены. «Приложение» – то же самое, что и спецификация. «Заказом» обычно называют договор с покупателем, иногда на выполнение работ, услуг совместно с поставкой ТМЦ. И таких ролей договора может быть довольно много, и лучше список этих ролей оставить открытым для добавления (только аккуратного) новых ролей договора на уровне пользователя. Подробнее об этом см. предыдущую статью автора «Структура договоров (сделок, контрактов), их учет в программах». Таким образом, сведение всех этих «загадочных» терминов просто к разным «ролям договора» устраняет путаницу, делает ситуацию вокруг CRM понятной большинству бухгалтеров. Все эти «загадки» – это просто договора на разных стадиях и условиях их оформления, существования, закрытия. Стоит только рядовым бухгалтерам понять эту простую истину, как сразу в области CRM для них не останется ничего такого загадочного и непонятного, что якобы требует какого-либо отдельного от бухгалтерии учета и/или какой-либо отдельной от бухгалтерии программы. Но и это еще не все. Иногда еще настойчиво продвигают идею раздробления «заказов» на - «потенциальные заказы», «предварительные заказы», «заказы в работе», «заявки», «планы» и т.д. Опять же, если понаделать на каждый вид заказа эти различные сущности – документы или справочники, то впоследствии будет немало проблем с их синхронизацией. На взгляд автора, эти псевдосущности фантомные, и это все просто «стадии договора/заказа/документа», понимаемого как реквизит «Стадии» типа справочник «Стадии документа/заказа/договора».
|