Типовые учетные операции конфигурации «Простая бухгалтерия».
В конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8.2 (скачать можно здесь
http://kursakov-s.narod.ru/) автор реализовал именно такой подход к учету дебиторов-кредиторов (условно назовем его «Простой метод учета дебиторов-кредиторов»).
В базовой поставке конфигурации заведены следующие типовые учетные операции:
- Аванс покупателя 1010,1030-1210
- Аванс поставщику 3310-1010,1030
- Возврат товара от покупателя 1330-1210
- Возврат товара поставщику 3310-6012, 7012-1330
- Оплата покупателем 1010,1030-1210
- Оплата поставщику 3310-1010,1030
- Приход товара от покупателя 1330-1210
- Приход товара от поставщика 1330-3310
- Реализация товара покупателю 1210-6012, 7012-1330
- Реализация товара поставщику 3310-6012, 7012-1330.
Обратите внимание, что операции возврата товара также привязаны к классификации контрагента. Логика и проводки этих типовых учетных операций, надеюсь, понятны, даже исходя из их названий. При желании никто не запрещает переиначить эти учетные операции по-своему или вообще отказаться от вышеприведенной схемы.
Однако автор не склонен считать, что организовать эту так называемую «простую схему учета дебиторов-кредиторов» возможно только и исключительно в конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8. Отнюдь нет. В любой программе учета, в любой конфигурации 1С возможно завести такие правила учете, такие корреспонденции счетов, такие счета-константы по умолчанию, которые приведут к тому же самому эффекту.
Практический пример.
Приведу практический пример учетной ситуации, подчеркивающей существенную важность аспекта учета дебиторов-кредиторов и его значительную трудоемкость.
Предприятие – частный вуз, где учатся одновременно несколько тысяч студентов. Все студенты имеют договор на обучение. Платят они по-разному – могут авансом вперед, (пока деньги есть), а могут с опозданием, гася долги, а могут и смешанно – долг плюс аванс. Вуз признает полученные доходы сначала авансами и доходами будущих периодов, а затем по концу каждого месяца признает частично сумму дохода пропорционально общей сумме контракта за учебный год, проводя «Акт выполненных работ, услуг». Естественно, в такой ситуации часто работает документ «Зачет авансов выданных/полученных», постоянно перебрасывая сумму со счетов авансов на счета дебиторов.
В этих условиях встречается масса подводных камней и проблем, которые требуют постоянных и трудоемких усилий по их отслеживанию.
Например, кассир при приеме оплаты за обучение сталкивается с массой проблем. Например, студент дает единую сумму денег (с точки зрения студента), в которой фактически «сидят» две суммы – уже признанная вузом дебиторка и частично предоплата вперед. Нужно сделать оборотку по всем счетам для этого студента, и понять, как раздробить эту единую сумму оплаты на два ПКО. Кассир вынужден постоянно «дергать» отчет «оборотка по субконто» для каждого оплачивающего студента, дабы понять, куда и чего ему разносить.
Или, например, последний день месяца (когда проводят зачет авансов) падает на нерабочий день. Главный бухгалтер заранее физически проводит зачет в последний рабочий день, то есть раньше, с датой документа вперед, на последний день месяца, то есть вперед. А в конце того же рабочего дня кассир принимает деньги у платящих студентов и «вешает» их на счета авансов или дебиторов сообразуясь с сальдо по студенту для последнего рабочего дня (а не календарного). Это, вылезает боком в начале следующего месяца по тем студентам, у которых были приняты деньги в последний рабочий день месяца. Поскольку деньги были разбросаны по счетам авансов или дебиторов без учета последующего зачета.
И таких ситуаций несть числа. А учитывая большую численность контрагентов, постоянный ежемесячный поток небольших сумм платежей от них и особенности признания дохода в вузе, легко себе представить то море проблем, в которых постоянно барахталась бухгалтерия предприятия.
При анализе этих проблем автором и было выдвинуто идея-предложение по о
рганизации такой «простой схемы учета дебиторов-кредиторов», при которой счета авансов вообще использоваться не будут. Сам главный бухгалтер не была против такой организации учета. Однако внешние аудиторы, ежегодно проводящие обязательный аудит вуза, от положительного заключения которых зависела лицензия вуза на следующий год, категорически воспротивились этому, ссылаясь на стандарты МСФО. При том абсолютно не упоминая тот факт, что, сами стандарты МСФО всячески приветствуют обоснованное профессиональное мнение бухгалтера в любой учетной ситуации. А также стандарты МСФО допускают (страшно себе представить !) отказ от самих стандартов МСФО (разумеется, не от всех МСФО полностью, а от их отдельных положений) – но с четкой аргументацией веских причин, из-за которых бухгалтер вынужден вести учет, в отдельных аспектах не соблюдая стандарты МСФО. Ничего этого аудиторы главному бухгалтеру не разъяснили, а просто выдали свою точку зрения за истину в последней инстанции. И главбух, вздохнув, показала мне толстую пачку бумаги листов на 200 - распечатку одной (!) месячной операции зачета, которую ей вручную предстояло проштудировать, дабы выловить ошибки разноски и учета….
Выводы.
Традиционная схема учета дебиторов-кредиторов с использованием счетов авансов провоцировала «распыление» операций с контрагентом на различные счета учета и, как следствие, требовала потом больших усилий для дальнейшего консолидирования сумм на одном счете.
Предлагаемая автором так называемая «простая схема учета дебиторов-кредиторов» лишена недостатков традиционной схемы, экономит массу времени учетным работникам, повышает прозрачность (транспарентность) учета и не имеет никаких налоговых последствий.
Курсаков С.А., автор конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8.2
http://kursakov-s.narod.ru/