Конструктивный форум бухгалтеров Казахстана

Конструктивный форум бухгалтеров Казахстана
Текущее время: 29-03-2024, 15:20

Часовой пояс: UTC + 6 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 25-01-2012, 15:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 02-01-2012, 13:59
Сообщения: 539
Откуда: Астана
Простой метод учета дебиторов-кредиторов.

Курсаков С.А.

Введение.
По моему скромному мнению, на текущий момент в бухгалтерском учете дебиторов-кредиторов существует две больших проблемы. Это:
- проблема учета авансов
- проблема проведения зачетов авансов.
Рассмотрим эти проблемы поподробнее.

Проблема учета авансов.
В текущей торговой деятельности на предприятие постоянно поступают авансы от своих покупателей, и также предприятие постоянно выплачивает авансы своим поставщикам. Вся предшествующая бухгалтерская наука, вся теория, что рекомендовали нам в таких случаях? Правильно – заносить эти поступающие/выбывающие суммы на счета авансов, но ни в коем случае не на счета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Такая рекомендация мотивировалась тем, что де, поскольку эти поступающие/выбывающие суммы не соотносятся с каким-либо приходным/расходным первичным документом, то их и надлежит отнести на авансы. А потом уже, чуть позже, когда будет оприходован или отпущен товар, когда (более поздней датой, чем авансы), будут выписаны приходные или отгрузочные первичные документы – тогда нужно будет провести зачет (другие названия – зачет авансов выданных/полученных, взаимозачет по счетам бухучета, и т.д.). Проводки этих операций настолько тривиальны и всем известны, что я не буду их приводить, вы их и так знаете.
А теперь посмотрим внимательнее – а зачем, с какой целью, упрямо относить эти суммы на авансы? Какой в том практический толк, какая в том реальная польза? Хорошо, пусть попадет эта сумма на авансы, «поваляется» там 1-2-5-7 дней, и тут же закроется текущими операциями с этим контрагентом, идущими непрерывным потоком. Какая практическая польза от того, что эта сумма «валялась» на авансах? Да никакой. Никакой нет пользы в том, что текущие торговые поступления/выплаты проходят через авансы. Наоборот, в таком положении дел есть даже большой и существенный вред. Ведь общая сумма, общее сальдо задолженности контрагента разбивается на 2-3 и более счетов, да еще и имеющих «разнознаковые» сальдо. Собрать их все довольно сложно, бухгалтера часто путаются и вынуждены «в хвост и в гриву» запускать отчет «Акт сверки» для определения общего, итогового сальдо операций с контрагентом. В результате общее сальдо контрагента разбито, «распылено» на несколько счетов. Учет не удовлетворяет требованию МСФО по прозрачности, транспарентности.

Проблема проведения зачета авансов.
Для исправления такого положения в конфигурациях 1С исстари существует такой регламентный документ, который переносит авансы на счета дебиторов-кредиторов. А в ручном учете такую операцию приходится делать вручную. И вроде бы все хорошо теперь, и вроде бы этот документ исправляет ситуацию. Но. Какой ценой?
Накручиваются «лишние» обороты по счетам бухучета.
Если учет ведется не только в разрезе контрагентов, но и по договорам, а иногда еще и по сделкам, проектам и по иной аналитике – не исключены ошибки при переносе взаимозачета этой аналитики.
Не определен момент зачета авансов. То ли это делать в конце месяца? То ли каждый день? То ли по концу каждого документа? Автор видел конфигурации, в которых эта функция – зачет авансов – была «размазана тонким слоем» по всей конфигурации, в каждом документе были счета и реквизиты для проведения зачета. Излишне объяснять, что такое решение ведет к многочисленным ошибкам и как минимум, к раздроблению сумм переноса.
Приходится определять разные комбинации переноса авансов, иногда специфические и неочевидные. А потом, после заведения новых счетов/субсчетов контрагентов в конфигурации, эти комбинации переноса авансов множатся, как грибы после дождя. Это приводит как минимум к тому, что программисты ограничивают бухгалтера в возможности заведения новых счетов/субсчетов с аналитикой «Контрагент». Что не всегда хорошо.
Так что же делать? У бухгалтера и так мало времени. А тут еще и прорва такой бесполезной, бессмысленной рутины. Не приносящей ничего в доход предприятия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-01-2012, 15:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 02-01-2012, 13:59
Сообщения: 539
Откуда: Астана
Отказ от учета текущих торговых авансов на отдельных обособленных счетах от дебиторской-кредиторской задолженности.
Вдумаемся – а зачем нам прямо таки позарез текущую торговую деятельность воспринимать как авансы? Чаще всего, в 99 % случаев, эти все авансы закроются в течение недели, текущим приходом или расходом. Так какой толк от их «недельного» обособления, выделения на счетах авансов? Налоговым органам также все равно, куда вы эти авансы денете. Контрагенту тоже. Вы сами себе усложняете жизнь, следуя замшелой, заплесневелой рекомендации, идущей из глубин веков.
То есть авансы эти – мнимые, и на самом деле авансами не являющиеся, а скорее являющиеся «оплатой дебиторской/кредиторской заложенности, немного опередившей сам факт ее появления» (термин мой).
Нет, вообще-то авансы как таковые существуют. Я предлагаю считать авансом нечто, имеющее или необычную природу, или долгосрочный срок исполнения, или какие-то особые условия, в общем, нечто такое, что несвойственно обычной текущей торговой деятельности предприятия. Что-то, кардинально отличающееся от рядовой текущей торговой деятельности. Например, нам дали предоплату, чтобы мы привезли из Германии нечто дорогостоящее под заказ (легковую автомашину, грузовик, мебель, и т.д.) в течение длительного срока (с точки зрения текущей торговли), предположим, через 2-3 месяца. Да, вот это, как я понимаю – аванс в чистом виде, и учитывать его нужно эти 2-3 месяца на счетах авансов. Но все остальное то, всю текущую торговлю, куплю-продажу – зачем?
Таким образом, если посмотреть на авансы под таким углом зрения, то все значительно упрощается.

Классификация контрагентов по их преобладающей роли.
Вторым шагом, который облегчит нашу жизнь, станет классификация контрагентов с точки зрения их роли для вашего предприятия. Нужно четко разделить контрагентов на дебиторов (все операции с которыми будут учитываться только на счете 1210), и кредиторов (счет 3310). И проводить операции с ними только по этим счетам – с дебитором по счету 1210, с кредитором по счету 3310.
Как показывает опыт, любой бухгалтер четко и сразу определяет, кто для него - дебитор, а кто – кредитор. Ну а если возникнет случай, когда с одним и тем же контрагентом возникают и дебиторские, и кредиторские операции, я предлагаю ориентироваться на преобладающую его роль в этой ситуации, на преобладающий объем операций.
Большим плюсом такой схемы становится почти полное уничтожение зачетов авансов как таковых – ведь авансов, по сути, и нет вообще. Второй плюс – можно моментально видеть всю картину по дебиторам (оборотка по счету 1210) и по кредиторам (аналогично, путем оборотки по счету 3310). Отпадает нужна постоянно увязать в зачетных операциях, постоянно делать акты сверки для определения итогового сальдо, кто же кому должен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-01-2012, 15:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 02-01-2012, 13:59
Сообщения: 539
Откуда: Астана
Типовые учетные операции конфигурации «Простая бухгалтерия».
В конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8.2 (скачать можно здесь http://kursakov-s.narod.ru/) автор реализовал именно такой подход к учету дебиторов-кредиторов (условно назовем его «Простой метод учета дебиторов-кредиторов»).
В базовой поставке конфигурации заведены следующие типовые учетные операции:
- Аванс покупателя 1010,1030-1210
- Аванс поставщику 3310-1010,1030
- Возврат товара от покупателя 1330-1210
- Возврат товара поставщику 3310-6012, 7012-1330
- Оплата покупателем 1010,1030-1210
- Оплата поставщику 3310-1010,1030
- Приход товара от покупателя 1330-1210
- Приход товара от поставщика 1330-3310
- Реализация товара покупателю 1210-6012, 7012-1330
- Реализация товара поставщику 3310-6012, 7012-1330.
Обратите внимание, что операции возврата товара также привязаны к классификации контрагента. Логика и проводки этих типовых учетных операций, надеюсь, понятны, даже исходя из их названий. При желании никто не запрещает переиначить эти учетные операции по-своему или вообще отказаться от вышеприведенной схемы.
Однако автор не склонен считать, что организовать эту так называемую «простую схему учета дебиторов-кредиторов» возможно только и исключительно в конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8. Отнюдь нет. В любой программе учета, в любой конфигурации 1С возможно завести такие правила учете, такие корреспонденции счетов, такие счета-константы по умолчанию, которые приведут к тому же самому эффекту.

Практический пример.
Приведу практический пример учетной ситуации, подчеркивающей существенную важность аспекта учета дебиторов-кредиторов и его значительную трудоемкость.
Предприятие – частный вуз, где учатся одновременно несколько тысяч студентов. Все студенты имеют договор на обучение. Платят они по-разному – могут авансом вперед, (пока деньги есть), а могут с опозданием, гася долги, а могут и смешанно – долг плюс аванс. Вуз признает полученные доходы сначала авансами и доходами будущих периодов, а затем по концу каждого месяца признает частично сумму дохода пропорционально общей сумме контракта за учебный год, проводя «Акт выполненных работ, услуг». Естественно, в такой ситуации часто работает документ «Зачет авансов выданных/полученных», постоянно перебрасывая сумму со счетов авансов на счета дебиторов.
В этих условиях встречается масса подводных камней и проблем, которые требуют постоянных и трудоемких усилий по их отслеживанию.
Например, кассир при приеме оплаты за обучение сталкивается с массой проблем. Например, студент дает единую сумму денег (с точки зрения студента), в которой фактически «сидят» две суммы – уже признанная вузом дебиторка и частично предоплата вперед. Нужно сделать оборотку по всем счетам для этого студента, и понять, как раздробить эту единую сумму оплаты на два ПКО. Кассир вынужден постоянно «дергать» отчет «оборотка по субконто» для каждого оплачивающего студента, дабы понять, куда и чего ему разносить.
Или, например, последний день месяца (когда проводят зачет авансов) падает на нерабочий день. Главный бухгалтер заранее физически проводит зачет в последний рабочий день, то есть раньше, с датой документа вперед, на последний день месяца, то есть вперед. А в конце того же рабочего дня кассир принимает деньги у платящих студентов и «вешает» их на счета авансов или дебиторов сообразуясь с сальдо по студенту для последнего рабочего дня (а не календарного). Это, вылезает боком в начале следующего месяца по тем студентам, у которых были приняты деньги в последний рабочий день месяца. Поскольку деньги были разбросаны по счетам авансов или дебиторов без учета последующего зачета.
И таких ситуаций несть числа. А учитывая большую численность контрагентов, постоянный ежемесячный поток небольших сумм платежей от них и особенности признания дохода в вузе, легко себе представить то море проблем, в которых постоянно барахталась бухгалтерия предприятия.
При анализе этих проблем автором и было выдвинуто идея-предложение по организации такой «простой схемы учета дебиторов-кредиторов», при которой счета авансов вообще использоваться не будут. Сам главный бухгалтер не была против такой организации учета. Однако внешние аудиторы, ежегодно проводящие обязательный аудит вуза, от положительного заключения которых зависела лицензия вуза на следующий год, категорически воспротивились этому, ссылаясь на стандарты МСФО. При том абсолютно не упоминая тот факт, что, сами стандарты МСФО всячески приветствуют обоснованное профессиональное мнение бухгалтера в любой учетной ситуации. А также стандарты МСФО допускают (страшно себе представить !) отказ от самих стандартов МСФО (разумеется, не от всех МСФО полностью, а от их отдельных положений) – но с четкой аргументацией веских причин, из-за которых бухгалтер вынужден вести учет, в отдельных аспектах не соблюдая стандарты МСФО. Ничего этого аудиторы главному бухгалтеру не разъяснили, а просто выдали свою точку зрения за истину в последней инстанции. И главбух, вздохнув, показала мне толстую пачку бумаги листов на 200 - распечатку одной (!) месячной операции зачета, которую ей вручную предстояло проштудировать, дабы выловить ошибки разноски и учета….

Выводы.
Традиционная схема учета дебиторов-кредиторов с использованием счетов авансов провоцировала «распыление» операций с контрагентом на различные счета учета и, как следствие, требовала потом больших усилий для дальнейшего консолидирования сумм на одном счете.
Предлагаемая автором так называемая «простая схема учета дебиторов-кредиторов» лишена недостатков традиционной схемы, экономит массу времени учетным работникам, повышает прозрачность (транспарентность) учета и не имеет никаких налоговых последствий.


Курсаков С.А., автор конфигурации «Простая бухгалтерия» для 1С8.2
http://kursakov-s.narod.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 6 часов


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB